Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

   

75 -ЛЕТ ПОБЕДЫ  

Казахстанский русский культурный центр.

Праздничный концерт к 75 летию Победы над фашистской Германией.

   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Содержание материала

В приграничных крепостях и новообразованных поселениях стали воздвигаться Божии храмы, и зазвучало на новопросвещаемой земле славословие Богу Творцу. В Великую Степь и предгорье Заилийского Ала-Тау стал проникать Свет Истины, который несли с собой переезжающие на плодородные земли Туркестанского края русские переселенцы и охранявшие этот дальний рубеж России казачьи войска. В действиях Российского правительства не было насилия по отношению к киргизскому народу, который с доверием перенимал русскую культуру, русский быт. Благодаря этому в кочевом народе стала зарождаться своя интеллигенция, и многие степняки сознательно принимали Православие. «Русская наука и культура - вскоре сказал казахский просветитель XIХ века Абай Кунанбаев - ключ к осмыслению мира, и приобретя его, можно было бы намного облегчить жизнь нашего народа».

В 1856 году Оренбургским генерал-губернатором в укрепление Ак-Мечеть на место первого городского священника был приглашен из Оренбургской епархии человек легендарного мужества и героизма, принимавший впоследствии участие в боях за покорение и умиротворение Средней Азии - священник Андрей Малов.

До 1858 года строительство Верного осуществлялось силами Сибирского 8 линейного батальона, не считая частного строительства, которое вели переселенцы. С 1858 года в связи с расширением работ по укреплению Верного, на строительство стала привлекаться наемная рабочая сила. Поскольку Верный создавался прежде всего как форпост России на Востоке, всем государственным строительством руководили военные инженеры: в городе - Александровский, а в укреплении - Гумницкий. Наблюдение за строительством велось начальником Алатавского военного округа полковником Герасимом Алексеевичем Колпаковским, сменившем на этом посту майора Перемышельского.

Семиреченский край осваивался всерьез и надолго. Также основательно строился и укреплялся будущий город Верный. За пять лет существования укрепление Верное возвысилось до степени города. В нем было 5000 жителей (вместе с гарнизоном, станицами и слободкой) и более 600 деревянных домов. Но поскольку в окрестностях Верного лес довольно быстро вырубали, еще в 1856 году побывавший здесь с инспекцией генерал Госфорд приказал «не дозволять в алматинских станицах возводить вновь какие-либо деревянные здания, а приказывать желающим строить таковые из камня или сырцового кирпича». Однако, пока леса было много, приказ этот не выполнялся. В дальнейшем (в первой половине 60-х годов) истребление лесов приняло такие размеры, что власти были вынуждены категорически запретить дальнейшую вырубку леса, а затем запретить строительство частных деревянных домов. (Впоследствии это запрещение оказалось роковым для жителей Верного - в 1887 году город постигло страшное землетрясение, и обрушились все выстроенные из камня строения, погребя под собой сотни людей). В ущелья, в окрестности Верного, были назначены воинские караулы, по имени которых эти ущелья получили названия, сохранившиеся до наших дней - Кордонное ущелье (там находился главный караул - кордон), Лебедевское, Каменское, Комиссаровское, Ремизовское - были названы по фамилии караульщиков, Бутаковское - по фамилии сотника Бутакова, отряд которого заготовлял здесь лес для казенных построек.

В городе шла торговля, переселенцы в станицах стали заниматься огородничеством и садоводством. Верному предрекали большое будущее. «Наше укрепление растет не по дням, а по часам. - Сообщалось в одном из номеров «Санкт-Петербургских Ведомостей» за 1859 год. - Поверьте, что не пройдет и десяти лет, как наше Верное превратиться в обширный город, которому будут завидовать не только сибирские, но и русские города». Свои воспоминания о Верном того времени оставил Семенов-Тян-Шанский, он писал: «Приезд в Алматы вечером 17 августа произвел на меня магическое впечатление. В этот вечер отдаленный уголок России кипел жизнью. Длинные красивые, свежеобстроенные казармы были ярко освещены радостными огнями в каждом окне». [10]

Но мирное развитие города было вновь нарушено тревожными событиями. В 1859 году снова возникла угроза со стороны кокандского ханства, пытавшегося натравливать местных жителей на русских переселенцев. Последние жили под постоянной угрозой нападения со стороны киргиз, т. к. киргизы воровали скот, похищали и тех немногих женщин, которые прибыли сюда со своими семействами, а нередко и убивали.

В Северной части Семиречья находились две кокандские крепости - Токмак и Пишпек. Для того, чтобы прекратить кокандское влияние на киргизские племена, Царское правительство решило овладеть Чуйской долиной. Был разработан подробный план военной экспедиции, целью которой являлось нанесение удара по Токмаку и Пишпеку - этим главным опорным пунктам кокандцев на пути к Верному. Для успешного выполнения этого плана было основано новое укрепление Кастек. Подготовка экспедиции задерживалась - не хватало ни солдат, ни оружия. Лишь в июле 1860 года эта экспедиция под командованием полковника Циммермана выступила в поход.

Но кокандцы решили предупредить события и 8 июля кокандские войска напали на Кастекское и Илийские укрепления. Стоящие там гарнизоны отразили эти нападения. В тот же день Циммерман подошел к Кастеку и с марша атаковал кокандцев, расположившихся лагерем в нескольких километрах от Кастека, на реке Джерень-Айгыр. К вечеру пятитысячный кокандский отряд был разбит и отступил на левый берег реки Чу.

В августе отряд Циммермана подошел к Токмаку. Кокндцы не оказали почти никакого сопротивления и 28 августа крепость была взята русскими войсками. Во взятии ее против кокандских войск участвовал отряд киргизов во главе с султаном Тезеком.

30 августа отряд Циммермана подошел к Пишпеку. После четырехдневной осады русские овладели и этой крепостью, после чего возвратились в Верный.

Но кокандское ханство не хотело примириться с потерей своих крепостей. К осени 1860 года в Ташкенте была сформирована многотысячная армия, снабженная английским оружием. Командовал ею хан Канаат. К началу октября кокандские войска пришли на Курдай, затем направились на реку Джерень-Айгыр и стали лагерем близ Кастека.

В Коканде была подготовлена другая армия под командованием хана Алимбека. План кокандцев состоял в следующем: армия Канаата должна была отвлечь русские войска к Кастеку, а войска Алимбека в это время должны пойти штурмом на Верный. Кокандские войска в одиннадцать раз превосходили численностью русские войска (2200 против 2000 человек). Верный и примыкающие к нему населенные пункты были укреплены слабо. Для Верного создалась серьезная угроза. На всех дорогах, окружавших укрепление, бродили небольшие отряды кокандцев, перехватывающие почту и нападавшие на переселенцев. Связь Верного с войсками начальника Алатавского округа Герасима Алексеевича Колпаковского, вышедшими на встречу кокандцам, была прервана.

Основываясь на данных разведки о расположении кокандских войск, Колпаковский расположил основные силы в Кастеке. Он не разгадал замыслов противника, полагая, что именно в районе Кастека последуют основные бои. Лишь после того, как 19 и 20 октября завязались сильные бои в Узун-Агаче, Колпаковский передвинул значительную часть войск, находившуюся в Кастеке и у Саурукова кургана к Узун-Агачу, где на рассвете 21 октября 1860 года завязался решающий бой, длившийся 8 часов.

В бою под Узун-Агачем отряд Колпаковского одержал решительную победу над кокандскими войсками. Потери кокандцев составили убитыми 400 человек и 600 человек ранеными. Потери русских - 2 человека убитыми и 32 ранеными.[11] В этом сраженье отличились всадники казахи, атаковавшие кокандцев у Саурукова кургана, названного так в честь славного батыя Саурука. [12]

24 октября 1860 года в своем донесении командиру Отдельного Сибирского военного округа Колпаковский писал: «Узун-Агачский бой спас первые наши оседлые пункты в Заилийском крае и повсюду закрепил его за нами». После этого исторического сражения и блестящей победы русского оружия в Семиречье нападения на русские поселения прекратились.

В 1863 году подданство России принял многочисленный род Чирчик, и в 1865 году - род Бурукчи, кочующий в окрестностях бывшего кокандского укрепления Куртка. Таким образом, к России была присоединена вся горная страна от Верного до пределов Кашгарии.

Так, в 1865 году завершилось принятие в русское подданство киргиз-кайсацкого народа, начавшееся с Малой орды, тянувшееся около 130 лет и окончившееся Большой ордой. К 1865 году киргизские орды в отношении административного управления были распределены по разным областям: бывшая Малая орда входила в состав Тургайской, Уральской, Сыр-Дарьинской областей и Астраханской губернии (Внутренняя или Букеевская орда); бывшая Средняя орда находилась в Акмолинской, Семипалатинской и частью Тургайской областях; и, наконец, бывшая Большая орда обитала в Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях.

Итак, северная часть киргизской степи была умиротворена. Но в южной ее части по подстрекательству Кокандцев, которые вторглись в нее между Джулеком и Пишпеком на протяжении около 800 верст, продолжались беспорядки. Для окончательного замирения степи нужно было сомкнуть Оренбургскую и Сибирскую линии - соединить Сыр-Дарьинские и Сибирские укрепления, опоясавшие современный Казахстан.

Вся первая половина 60-х годов прошла в подготовке к этому решающему шагу. Еще в 1862 году Оренбургский Генерал-губернатор Безак внес предложение приступить к соединению линий и нанести решительный удар по Кокандскому ханству, заняв города Туркестан и Ташкент. Одновременно Генерал-губернатор Западной Сибири Дюгамель потребовал для закрепления положения в Семиречье занять Аулие-Ата (Тараз), нанеся удар по правому флангу Коканда.

Особый правительственный комитет 9 марта 1862 года рассмотрел эти предложения, и Государь Император Александр  их одобрил.

Осуществляя этот план, 24 октября 1862 года после 11-дневной осады полковник Г. А. Колпаковский вторично и окончательно отбил от кокандцев г. Пишпек. [13]

Летом 1863 года полковник Михаил Григорьевич Черняев овладел крепостью Сузак и «объявил ее с окружающим ее населением под покровительством России». [14] Это событие явилось отправным пунктом для усиленной подготовки к активным военным действиям против Кокандского ханства. Город Верный стал центром формирования отряда Сибирского корпуса, который должен был выступить из Семиречья под командованием полковника Черняева. Одновременно со стороны форта Перовского (бывшая Ак-Мечеть, ныне Кзыл-Орда) должен был выступить отряд Оренбургского корпуса под командованием полковника Веревкина.

1 мая 1864 года был двинут со стороны Верного к Чимкенту отряд Черняева в 2000 человек. Со стороны Оренбургской линии шла другая воинская часть под командованием полковника Веревкина в 1200 человек. Эти отряды, взяли штурмом укрепления: Черняевский - в первой половине мая - Аулиэ-Ата (Тараз); и Веревкинский, после недолгой осады - 12 июня взяли Туркестан. Оба отряда соединились близ Чимкента, и 22 сентября взяли его после кровопролитного штурма. При взятии Чимкента в рядах русских войск находились воины-казахи.

В этом сражении участвовал прибывший из Ак-Мечети священник, впоследствии митрофорный протоиерей Андрей Евграфович Малов, назначенный Оренбургским епископом к отряду полковника Веревкина. По воспоминаниям современников, отец Андрей обыкновенно ехал впереди отряда на белом коне, безоружный, высоко держа над головой крест, на груди - дароносица. При штурме крепости Чимкент в 1864 году отец Андрей шел в двух-трех шагах впереди атакующей цепи, с крестом в руке, удивляя защитников крепости - узбекских сарбазов, увлекая за собой и вдохновляя русских солдат. Для каждого бойца поднятый крест был символом победы: раненым давал бодрость духа, умирающим служил залогом вечного блаженства в иной жизни. Невзирая на опасность, исходящую от неприятеля, отец Андрей появлялся там, где это было необходимо, благословлял солдат или читал отходную над умирающим воином. Под огнем он исполнял обязанности медика и санитара, подменял в исключительных случаях командира батареи. На вражьем валу отец Андрей появлялся всегда среди первых и громко провозглашал: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся!» В азарте боя он не признавал даже временных уступок, не дай Бог поражения: «Ошибка это, братцы! Ошибка барабанщика! Какой отбой? Ура теперь надо, ур-ра!» Воодушевленные его громогласным возгласом войска находили самообладание, поднимались и шли в атаку за священником: «Идем, братцы, победа наша, батюшка Малов с нами!» [15]

В одном из походов полковника Черняева против кокандцев в 1864 году принял участие казахский ученый Чокан Чингисович Валиханов.

В результате этих боев Западно-Сибирская и Сыр-Дарьинская линия соединились в единую пограничную полосу России, важными пунктами которой стали Аулие-Ата - Чимкент - Туркестан. Казахские степи по всей своей протяженности были окончательно присоединены к России. Это предотвратило опасность превращение всего края в английскую колонию, исторически обусловило ускорение его экономического, культурного и духовного развития.

Но, выполнив эту задачу, Черняев признал необходимым овладеть Ташкентом, чтобы окончательно предотвратить английское вторжение в эти края.

Готовясь к новому походу, Черняев, получивший звание генерала, не выпускал из виду и религиозный вопрос в военном отряде. Из Тобольска Комиссариатской комиссией была привезена походная церковь со всей утварью, уже освященная во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Церковь находилась при отряде в особо устроенных ящиках, длинною в 1½ сажени, укрепленных к роспускам, в которые при передвижении закреплялись парные быки или верблюды. Церковь эта путешествовала с отрядом в протяжении почти двух лет, и после взятия Ташкента, по распоряжению Черняева, была поставлена в Уходе - в саду, при доме занятом впоследствии Управлением начальника города.

Итак, Черняев с небольшим отрядом двинулся к Ташкенту и 2 октября 1864 года пытался взять его штурмом.

Участники первого штурма рассказывали, что Черняев предполагал начать его со стороны Куиндских ворот, но сделав небольшую рекогносцировку, решил произвести штурм около Кошгарских ворот, откуда 2 октября начал бомбардировку стен Ташкента. Когда находившийся во главе небольшого отряда подполковник Обух, занимавший сады, ближе к стене дал знать Черняеву, что в стене пробита брешь, Черняев решил начать штурм. Но, подойдя ближе, подполковник Обухов увидел свою ошибку, обнаружив, что стены стоят невредимы, а сбиты лишь зубцы. Штурм не удался. Нападавшие смогли только подойти к стенам и скатиться в ров, но одолеть крутизну пологой стены без лестницы не могли и засели отстреливаться во рву. Только помощь артиллерии дала возможность промокшим в глубокой воде рва штурмующим воинам выбраться из него обратно и отступить. При этом штурме было убито 16 человек и смертельно ранены подполковник Обух и поручик Рейхерд, оба в тот же день скончавшиеся. По окончании штурма ночью 2 октября, отряд, подобрав убитых, отступил к роще Мин-Урюк и расположился здесь на ночлег. Павших в штурме товарищей отряд хоронил в ночь на 3 октября. Хоронить днем опасались, т. к. предполагали, что неприятель может после ухода надругаться над трупами. Ночью, в темноте, были вырыты глубокие ямы, в темноте же совершены отпевание и погребение.

Таким образом попытка Черняева овладеть Ташкентом не удалась, и он был вынужден возвратиться в Чимкент.

Это отступление ободрило кокандцев, и они в количестве 12000 человек под начальством своего полководца Алим-Кула бросились на сообщение Чимкентского отряда с Туркестаном. Но здесь встретили геройское сопротивление со стороны Уральской сотни есаула Серова под Иканом. Иканское дело настолько поразило Алим-Кула, что он решил возвратиться со своим отрядом в Ташкент.

А зимой между Бухарским эмиром и Кокандским ханом состоялось соглашение о совместных действиях против русских. Было решено двинуться к Ташкенту и, объявив газават, задавить массой горсть русских воинов, заброшенных за 2000 верст от их родины. С ранней весны 1865 года из Бухары потянулась к Ташкенту многочисленная орда.

Черняев видел и понимал, что положение русских - крайне серьезно, и что необходима блестящая победа, чтобы сохранить за Россией авторитет в Средней Азии. По этим причинам он и двинулся в конце апреля 1865 года с отрядом в 2000 человек пехоты и конницы при 12 орудиях к укреплению Ниязбеку, владевшему головами Ташкентских арыков, и занял его.

Отсюда Черняев двинулся к Ташкенту и 9 мая в 7 верстах от города, на месте будущего села Николаевского, разбил наголову кокандское войско, выступившее навстречу под начальством Алим-Кула. Сам Алим-Кул был в этом сражении убит. Черняев подошел к Ташкенту и расположился недалеко от крепостных стен. В Ташкенте в это время находилось до 100000 жителей, из которых 30000 при 60 орудиях могли принять участие в обороне. Об осаде города с запершимися в нем войсками, нельзя было и думать. И Черняев решил произвести штурм, для чего избрал участок стены близ Камеланских ворот. Главный отряд в составе 7 рот и 6 орудий под его личным начальством должен был выступить 14 июня в 11 часов вечера и с рассветом атаковать эти ворота.

Начальником штурмовой колонны из 2½ рот был назначен штабс-капитан Абрамов. За этой колонной двигался резерв из 4½ рот при 6 орудиях. Кроме того полковнику Краевскому было приказано произвести демонстрацию в 6 верстах к востоку от места штурма. 15 июня в 2½ часа утра, подведенная Абрамовым скрытно к крепостной стене, колонна бросилась на штурм ее: первым взошел на стену по лестнице унтер-офицер Хмелев, вторым - ротмистр Вульверт, раненый тут же в руку, и третьим - Завадовский. Овладев стеной и выждав приближения резервистов, Абрамов двинулся вдоль стены, выбивая неприятеля из завалов и уничтожая его артиллерией. Враг сопротивлялся отчаянно. Священник Малов, бывший с крестом в руках впереди штурмовой колонны, ободрявший бойцов и напутствующий умирающих, по крику «Ура!» бросился вперед и первый пролез в пробитую щель городских ворот. Между тем колонна штабс-капитана Абрамова в 250 человек, пройдя в открытые ворота, бросилась вправо к Кокандским воротам, чтобы впустить в них отряд Краевского. На первом барбете Абрамов был встречен артиллерийским огнем из четырех орудий. Орудия эти были взяты, заклепаны и сброшены в ров. Подойдя ко второму барбету, колонна снова была встречена таким же огнем, но и здесь орудия тотчас же были в наших руках. Затем было взято натисками еще два барбета. Все же остальные на протяжении 14 верст, пройденных Абрамовым вдоль городской стены, были уже оставлены неприятелем, и захваченные орудия только заклепавались и сбрасывались с барбетов.

Отряд полковника Кравевского, снявшись с позиции на Куйлюку в полночь с 14 на 15 июня, двинулся к Ташкенту. Неприятель, заметив отряд Краевского, открыл по нему огонь из 9 орудий, на который тот отвечал четырьмя орудиями. Скоро же за стеной крепости послышалось «Ура!» отрядов Абрамова. Тогда пехота Краевского, с помощью людей главного Абрамовского отряда - встала взбираться на стену, на подававшихся с верху лямках и ружьях. В это врем Краевский получил донесение о появлении на правом фланге бегущего из города неприятеля. Тот час же с горстью (39 человек) казаков и четырьмя своими конными орудиями поскакал наперерез им. Удачные выстрелы картечью заставили их усилить бегство. Показавшиеся следующие толпы кокандской кавалерии были так же обращены в бегство. Вся эта многочисленная кавалерия неприятеля (более 5000 человек), преследуемая горстью храбрецов, разбросала по дороге свои знамена, и доскакав до реки Чирчака, в беспорядке бросилась в нее, топя и давя друг друга.

Между тем, поднявшаяся на стену пехота отряда Краевского, соединившись с Абрамовым, продолжала дальнейшее движение вдоль стены.

Пройдя с боем до Кара-Сарайских ворот, где уже начиналось мирное население, Абрамов вошел в город. На первой же улице им были встречены баррикады, защищаемые сильным оружейным огнем. Баррикады были взяты, и отряд подошел к главному базару. Здесь сопротивление оказалось еще сильнее: кроме баррикад на каждом повороте все сакли были заняты стрелками.

Священник Андрей Малов, случайно отделившийся на базаре от своей колонны с 45-ю солдатами, тщетно подавал сигналы трубою, но ответа не было слышно. Приблизившись наугад по выстрелам на главную улицу, горсть эта была осыпана сзади градом пуль. Потеряв сразу несколько человек ранеными, солдаты прибавили шагу, но храбрый иерей ободрил солдат, посоветовав лучше дать отпор - иначе всех перестреляют. Солдаты послушались, легли на землю и почти в упор по густой толпе открыли огонь. Ни одна пуля даром не пропала: Первые ряды повалились, а остальные бросились бежать.

Выйдя с базара, отряд на каждой улице встречал по несколько баррикад, сильно защищаемых, так что каждую приходилось брать штыками.

Почти одновременно с движением Абрамова, в город было введено три батарейных и два конных орудий, которые и открыли огонь по городу. За колонной Абрамова вскоре же была послана колонна майора Де-Ла-Кроа, а вслед за ним еще колонна подполковника Жемчужникова - всего 4 роты при 3-х орудиях. Несмотря на то, что Де-Ла-Кроа был послан почти вслед за Абрамовым, он встретил вновь возведенные баррикады из арб и срубленных деревьев. Пока Де-Ла-Кроа выбивал неприятеля у баррикад, Жемчужников успел нагнать его. Соединившись вместе, колонны их направились в цитадели и с бою заняли ее в 7 ½ часов утра.

А вслед за ними, пройдя почти всю половину города, вошел в цитадель Абрамов. Здесь немедленно была выдвинута артиллерия, открывшая огонь по городу. Неприятель, обращенный внутрь города, прекратил перестрелку. Но отряд все же принужден был покинуть занятую цитадель, так как кокандцы подожгли службы Ханского дворца, и быстро распространившийся огонь грозил взрывом склада с порохом и снарядами. Выйти однако из цитадели оказалось гораздо труднее, чем войти. Оправившейся неприятель занял все, могущие служить заграждением, помещения у самых ворот цитадели и никого не пропускал. Получилась западня. Тогда священник о. Малов крикнул: «Братцы, за мной!» - и бросился с крестом в руке вперед и вмиг очистил прилежащий берег арыка Бос-Су от неприятеля, едва не поплатившись при этом жизнью: какой-то сарт выстрелил в него в упор, но фитильное оружие дало только вспышку. Благодаря такому самоотвержению безоружного пастыря, войска благополучно вышли из цитадели.

Полковник же Краевский с остальными войсками своего отряда по вступлении в город соединился с подполковником Жемчужниковым, который к этому времени уже оставил цитадель, и согласно приказанию генерала Черняева, оба они расположились на позиции между Кокандскими и Кашгарскими воротами на ханской ставке. С очищением половины города и с прекращением перестрелки, главный отряд Абрамова расположился у Камеланских ворот.

Вскоре затем в лагерь отряда прибыли аксакалы с изъявлением покорности и с обещанием на завтрашний день - 16 июня - явиться со старшинами и почетными лицами. Но к вечеру неприятель снова засел в ближайших саклях и открыл по нашей цепи огонь. Сообщение между главным отрядом Краевского сделалось затруднительным, и почти прекратилось. Баррикады снова появились на всех улицах и перекрестках. Сопротивление сделалось еще упорнее. Бой на улицах продолжался почти весь день, и даже ночь не прекратила кровопролития.

Самое упорное сопротивление было встречено по улице от ворот к главному базару. Сотник Иванов (впоследствии командующий войсками Туркестанского военного округа), посланный с 50-ю людьми пехоты для очищения этой улицы, встретил баррикады, вооруженные артиллерией. Не будучи в состоянии выбить кокандцев ружейным огнем, он кинулся на первую баррикаду в штыки, выбил неприятеля и завладел оружием. За первою баррикадою оказалась вторая, вооруженная двумя орудиями, с глубоким арыком впереди; боковые же двухэтажные сакли доставляли сильную перекрестную оборону. Едва занявши и разобравши после упорного боя первую баррикаду, горсть храбрецов была встречена картечью со второй. Сотник Иванов, видя затруднительное положение, не долго думая, бросился на - ура! И увлек за собой солдат. Баррикады и орудия были взяты, но сам Иванов оказался сильно контуженым, и на его место был поставлен поручик Макаров.

Общими усилиями храброго войска генерала Ченряева улицы были вторично очищены за этот день от неприятеля, и выдвинутая от ворот на версту в город артиллерия открыла огонь, продолжавшийся всю ночь.

К ночи войска стянулись к Камеланским воротам.

16 июня бой возобновился почти с прежней силой. С утра полковник Краевский с тремя ротами и двумя орудиями был послан для сбора и уничтожения неприятельского орудия и взрыва цитадели. Город еще со вчерашнего дня во многих местах горел и представлял море огня. По всей дороге Краевским были встречены те же баррикады и тот же огонь из смежных домов, как и накануне. Баррикады снова были уничтожены, сакли взяты, и отряд вступил в цитадель, где снова встретил упорное сопротивление, но благодаря распорядительности Краевского, отряд выполнил поручение и возвратился в город без потерь.

К вечеру улицы были свободны, и перед закатом солнца прибыли, наконец, парламентеры аксакалов с просьбой позволения всем старшинам города явиться на другой день.

17 июня жители изъявили покорность. В этот день все аксакалы и почетные жители города явились к генералу Черняеву и изъявили полную покорность русскому Правительству.

Город сдался безусловно и обязался выдать оружие. К вечеру же было доставлено самими жителями до 20 медных орудий и 300 ружей. Вслед за тем в городе водворилось совершенное спокойствие. Ташкент был покорен окончательно, и виновник этого покорения Михаил Григорьевич Черняев со своими достойными соратниками и доблестными войсками возблагодарил Господа Бога за дарованную русскому оружию победу, увенчавшую победителей кокандского ханства славою и памятью. При этом мы потеряли убитыми и ранеными 125 человек.

В том же году генералом Черняевым был занят весь Чирчикский район.

Так завершил 14-15-16 июня 1865 года, в будущей столице Туркестана г. Ташкенте, свой боевой подвиг русский богатырь - воин, которому и был впоследствии воздвигнут в городском саду памятник солдата, водружающего русское знамя в завоеванном им ханстве.

В 60-х годах, в связи с обострением обстановки на границах Семиречья и Восточного Туркестана, где в 1867 году Якуб-бек объединил под своей властью несколько мусульманских ханств и провозгласил создание государства под названием Джетышаар (что значит Семиградье), требовалось усиление военного контингента в Верном и проведение административных реформ. Их разработкой занималась «Степная комиссия», изложившая правительству свои предложения в специальном отчете. На его основании в Петербурге было принято несколько постановлений, и важнейшее из них - решение об официальном преобразовании укрепления Верного в город. 11 апреля 1867 года это решение было подписано Государем Императором Александром . Сначала город был назван Алматинск, но это название за городом не прижилось, и сохранилось прежнее - Верный.

Второе правительственное постановление от 17 июля того же года провозглашало образование Туркестанского генерал-губернаторства, в состав которого вошли две области: Сыр-Дарьинская с центром в г. Ташкенте, (образованная из Туркестанской области, Ташкентского района и земель, занятых в 1866 году за Сыр-Дарьей) и Семиреченская, с центром в г. Верном. [16] В связи с этим преобразованием упразднялся Алатавский округ. Первым генерал-губернтором Туркестана был назначен генерал-адъютант Константин Петрович фон Кауфман. [17] В состав Семиреченской области вошло шесть уездов: Верненский, Капальский, Джаркентский, Пишпекский, Лепсинский и Каракольский. [18] Первым военным губернатором Семиречья был назначен известный устроитель края Герасим Алексеевич Колпаковский, которому был присвоен чин генерала. В его руках была сосредоточена вся полнота гражданской и военной власти.

Преобразования коснулись и казачьих частей Семиречья, входивших до той поры в состав Сибирского казачьего войска, подчинявшегося Омску. 13 июня - 10 августа того же года образовано Семиреченское казачье войско - оплот Православия в Семиречье, подчинявшееся Туркестанскому генерал-губернатору. В его состав входило 14 станиц и выселков с 7468 казаками. [19] При управлении Верненского воинского начальника был учрежден военный причт.

Во второй половине 50-х и в 60-х годах в Семиреченской области образуются приходы в станицах: Лепсинской - в 1858 году, Софийской - в 1864 году, Ирджарской - в 1865 году, Коксуйской - в 1866 году, Надеждинской - в 1867 году, Высоколюбовинской - в 1867 году, Сарканской - в 1868 году, селениях Токмак - в 1868 году и Каракол - в 1869 году.

В декабре 1867 года Колпаковский сформировал специальный комитет по развитию города Верного под председательством помощника Военного Губернатора подполковника Озерова. В 1868 году комитет представил на утверждение обширный план строительства, который предусматривал создание новых городских кварталов к югу и западу от Большой Алматинской станицы. Предполагалось провести большие прямые широкие улицы, разбить площади и бульвары. Устроители города учли местные климатические условия и рельеф, и составили план, по которому улицы располагались параллельно друг другу с востока на запад и с юга на север.

Разнообразен был этнический состав города. "Улицы города Верного по пестроте снующего по ним люда, представляли собой оргинальное зрелище. Здесь скачет киргиз или калмык, там чинно идет, прикрываясь веером от солнца, китаец с длинной косой, тут выступает сарт или переваливается типично русский мужичок и поселенец-малоросс. Бабы-поселянки развозят по городу арбузы и дыни, калмыки верхом на быках продают дикую малину, набранную в соседних горах". [20]

Первым городским головой был отец известного в Семиречье архитектора Андрея Зенкова, купец Павел Матвеевич Зенков, прибывший в Верный в сентябре 1867 года. Центральной частью города считалась Больше-Алматинская станица. Павел Матвеевич описывал его следующим образом: «Все здания помещались тогда в станице Большой Алматинской. Было укрепление, и казенные постройки возвышались в нем, да три казармы стояли в станицах - Малой и Большой. Одна деревянная церковь стояла в станице на четырехугольной площади, окруженная рощей». Не имея систематического образования, но будучи незаурядной личностью, Павел Матвеевич проявлял способности строителя и архитектора. По заданию Губернатора он разработал проекты нескольких церквей, оранжерей, гостиного двора.

В 1868 году в Семиречье приехали новые переселенцы - крестьяне Воронежской губернии. За неимением участков для устройства крестьянских селений, воронежцы (242 семьи) были зачислены в мещанское сословие города Верного и стали заниматься садоводством и земледелием, арендуя землю у казаков соседних станиц. За ними двинулись другие воронежские крестьяне и переселенцы из малороссийских и других губерний, в особенности же выходцы из Западной Сибири, которые вместе с воронежцами основали новые поселения преимущественно в Пишпекском, Лепсинском, Пржевальском и Верненском уездах. Всего с 1868 года по 1882 год, было образовано 29 селений.

В тот же период на территории Туркестанского края были учреждены три благочиния: В Семиреченской области - Заилийское и Лепсинское (Ирджарское), подчиняющиеся Томскому архиерею, и в Сыр-Дарьинской области - Сыр-Дарьинское, относящееся к Оренбургской епархии.

В 1869 году основан город Каратал и селения: Михайловское, Гавриловское, Луговое, Колпаковское. Селения Преображенское, Теплоключенское, Покровское, Карабулакское основаны в 1871 году. Учаральское, Маканчинское - в 1873 году. Все эти селения были приписаны к военным приходам, которые входили в состав Томской епархии. [21]

Церковные службы первоначально совершались в молитвенных домах или в походных церквах. В городе Каркалинске церковь была палаточная, в укреплении Токмак - из кошмы, наподобие юрты. Но уже в 1857 году были построены кирпичная военная церковь в Сергиополе, в 1865 году такая же - в Копале, в Большой станице города Верного в 1871 году был воздвигнут и освящен 23 декабря в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии на месте старого, новый каменный храм. Настоятельство в нем принял священник Александр Векшин. Церкви был дан антиминс, священнодействованный Платоном, епископом Томским и Семипалатинским.

Но в других областях Туркестанского генерал-губернаторства до второй половины 60-х годов не существовало ни одного стационарного православного храма, а между тем имевшиеся при войсках священники по дальности расстояния и трудностям сообщения не имели возможности посещать все воинские части и новообразованные православными переселенцами поселки.

В таком виде представлялась церковная жизнь в Семиречье и в целом во всем Туркестане до учреждения там самостоятельной епископской кафедры.

Ходатайство об учреждении кафедры было возбуждено Туркестанским Генерал-губернатором Константином Петровичем фон Кауфманом еще в 1868 году. Губернатор представил доклад "Состояние церквей и православных христиан в крае", в котором излагал, что: "...Существующая зависимость Туркестанской паствы и местного духовенства от двух отдаленных епархий - Оренбургской и Томской, и происходящих в связи с этим неудобствах в сношениях между духовным и гражданским начальствами, малочисленность и скудность церквей в крае, недостаток кандидатов для занятия священнослужительских мест, естественно, не может выгодно отражаться на численности духовенства и положении Православия в крае. В Туркестанском Генерал-губернаторстве, на окраине Империи, где с православною верою соприкасается мусульманство, может быть, самое фанатичное на свете, нельзя без ущерба для государственной религии и ее значения забросить на произвол Туркестанскую паству. Мы не можем более довольствоваться бедными часовнями и молитвенными домами с недостаточным количеством священнослужителей и убогой обстановкой при богослужении". Для упрочения политического положения в этом крае Губернатор настаивал на принятии самых деятельных мер к распространению Православной христианской веры среди местного населения, коснеющего в язычестве и магометанстве. На этом основании генерал-губернатор ходатайствовал пред Святейшим Синодом об учреждении в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства особой епархии и назначения Епархиального Архиерея, которому определить местопребыванием областной город Семиреченской области Верный, как представляющий более удобств для этой цели, поскольку город построен среди русского населения и уклад жизни его мало чем отличается от других городов Российской Империи. Избранием центром православия в Туркестане города Верного объясняют, кроме того, еще двумя причинами. Во-первых, Туркестанский Генерал-губернатор не решился открыть кафедру в Ташкенте, так как громкая, бьющая в глаза местного населения церковная обрядность могла повлиять на авторитет Губернатора, только недавно ставшего во главе новопокоренного края. Во-вторых, наличие церковной власти наряду с административной могло быть истолковано как официальное давление на местную религию - ислам, и осложнить отношения администрации с коренным населением края.

По изложенным в ходатайстве Генерал-губернатора Фон-Кауфмана причинам, Св. Синод, признав и со своей стороны учреждение особой епархии в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства необходимым, предоставил Господину Синодальному Обер-Прокурору повергнуть предложение Синода об этом на Всемилостивейшее воззрение, и Его Императорское Величество Александр Второй 2 марта 1870 года Высочайше соизволил на приведение этого предложения в исполнение.

После сношения с Министерством финансов, Государственный Совет положил ввести Епархиальное управление в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства с 1 января 1872 года.

4 мая 1871 года Государь-Император утвердил решение Государственного совета об учреждении в Туркестанском крае архиерейской кафедры с центром в городе Верном.

Вслед за этим Обер-Прокурору поднес Императору доклад Синода, в котором говорилось, что "...ввиду того, что новооткрываемая в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства епархия, как для устройства подлежащих распорядков в ее управлении, так по многочисленности в ее пределах инородцев, коснеющих в магометанстве и язычестве, требует Пастыря сколько опытного в епархиальном управлении, столько способного к руководству делами миссионерского служения", испрашивалось Императорское соизволение об определении на Туркестанскую кафедру викария Херсонской епархии, епископа Новомиргородского Софонии (Сокольского), с присвоением при этом как ему, так и приемникам его по новоучрежденной кафедре, наименования епископа Туркестанского и Ташкентского.

И решением Св. Синода, Высочайше утвержденным, 12 ноября 1871 года епископ Софония был назначен на новоучрежденную Туркестанскую кафедру. Много ему предстояло труда и забот по устройству края в религиозном отношении и организации церковного порядка и управления. Новоприобретенный край во всех отношениях был совершенно особенный по сравнению с внутренними губерниями России, и представлял громадные трудности для благоустройства жизни церковно-религиозной: по своей обширности, по трудности сообщений, по отсутствию храмов и лиц, способных и благонадежных к церковному служению, наконец, по разноплеменности своего состава, где русское православное население представляло как бы маленькие островки среди моря иноверцев.

К месту своего нового служения в г. Верный преосвященный Софония прибыл 24 мая 1872 года и уже 30 мая поспешил выехать из Верного в Ташкент для свидания с Туркестанским Генерал-Губернатором Константином Петровичем Фон-Кауфманом, поскольку не излишним признал видеться с ним и о многом переговорить с ним лично.

В Ташкент Владыка прибыл 3 июня, и в следующий день, в праздник Пятидесятницы, отслужил в ташкентском военном соборе Божественную Литургию, за которой произнес слово, в котором, в частности, сказал:

«Появление и утверждение в какой бы ни было стране Христовой Церкви, - этого богозданного ковчега, ниспосланного земнородным на спасение от потопа греховного, всегда радовало и радует дух истинных христолюбцев. Что же касается о появлении Церкви Божией в стране, владычествовавшей некогда юною, святою Русью со всеми ея православными храмами, а ныне владеемой своими прежними данниками, - в стране людей, не только нам не чуждых, по историческим воспоминаниям, но и вступивших уже в состав многомилионной семьи неизмеримого царства русского? Да и какое русское, православное сердце не откликнулось бы искренним сорадованием, при одной мысли, что не только Русь святая, но и святая Русская Церковь расширила свои пределы, - и расширяют отнюдь не в видах искания своих си (Фил. 2,21), но во имя Евангельской Истины и международной правды, - расширяют, шествую, та и другая, от силы в силу и от славы в славу?

... Но примечаете ли, братия, что сюда привходит еще обстоятельство, которое усугубляет и возвышает нашу радость. Празднуемый ныне Вселенским Православием день, по преимуществу, есть день великий и святый. Это есть день, в который предвечное определение о спасении падшего человечества, начавшееся в Триипостасном Совете Божием, благоволением безначального Отца, и в последок дней выполненное через собезначально воплощшееся Слово, окончательно завершено и запечатлено сошествием Всесвятаго Духа на святых Апостолов, а через них и на весь мир и на всякую душу верующую.

Можно ли думать, что такое совпадение и сочетание двух торжеств церковных есть только дело простого случая? Можно ли думать, когда сама премудрость Божия свидетельствует о себе, что в ея предопределениях и действиях, относительно спасения нашего, изначала все соображено, соразмерено и определено мерою и числом и весом (Прем. 11, 21)? А если так, если это есть дело всеведущей и вседвижущей премудрости Божией: то не служит ли это ручательством и как бы залогом, что наши надежды на милость Божию, относительно новосаждаемой Церкви, не тщетны, и не безосновны. Скажу более, не служит ли это осязательным знамением и проявлением уже чаемой милости - и к нам самим, коих Содетель всяческих благоволил избрать в живые орудия своего благодатного смотрения о крае сем, и к тому великому и святому делу, которое через нас начинается во славу Божию.

Таковы, возлюбленные братия, щедроты десницы Господней, благодеющей нам и краю сему. В настоящее время нам остается только молиться и благодарить Святейшую, Преславную, Единосущную и Нераздельную Троицу, - благодарить от всей души и молить беспредельное милосердие Божие, как о процветании и благоденствии страны сея, так - и особенно - о благостоянии новосаждаемой Церкви, да будет Она воистину Церковь святая и Божия, да расширятся Ея пределы и к ливу (югу) и к востоку, и да будут все чада Ея не только званными в ограду Христову, но и избранными для Царства вечной славы и блаженства».

Таким образом, к Российской Империи, ценою пота и крови ее сынов были присоединены Казахстанские пределы, и ценою жертвенных трудов и горячих молитв первых православных переселенцев, освоивших этот край, суждено было возжечь здесь сияющий полным блеском евангельской чистоты свет Христовой веры.

Примечания:

1 - В дальнейшем изложении исторических повествований для того, чтобы избежать разночтений, составитель оставляет за казахским народом наименование «киргизы».
2 - Разбойничьи набеги на враждебный род или племя.
3 - Так описывает писатель В. И. Даль (Луганский), служивший в Оренбургской Пограничной Комиссии и участвовавший в 1839 году в Хивинской экспедиции, пагубность междоусобиц и батырмы.
4 - За верную службу Царю первый получил золотую медаль, остальные - чины поручиков русской службы. («Казахстанская Правда», 1935 г., 27 ноября).
5 - ЦГИА РК, ф. 44, оп. 12, д. 13, л. 93.
6 - Казахстанская Правда», 1935 г., 27 ноября.
7 - ЦГИА РК, ф. 44, оп. 12, д. 13, л. 85.
8 - ЦГИА РК, ф. 44, оп. 12, д. 13, л. 85.
9 - Из справки об учреждении передовой линии по рекам Или и Чу от 20 января 1854 г. ЦГИА Р.Узбекистан. ф. 105 с. оп. 1, д.15, л.16.
10 - П. П. Семенов-Тян-Шанский, «Дневник путешествия в Центральную Азию».
11 - Горячева А. А.,»Ученые записки», КазГУ, т. XIX, вып. 3.
12 - Сулеймен Джусупбеков, «Столица Семиречья», «Простор»...
13 - Обзор царствования Александра II: СПб, 1902г., с. 351-352
14 - А. А. Попов. Из истории Средней Азии. «Исторические записки», 1940, № 9, стр. 211.
15 - Так было позднее под Джизаком и Ура-Тюбе, Ходжентом и Ирджаром. Несколько позднее, в 1873 году отец Андрей совершил трудный и опасный переход по завоеванию Хивинского ханства, сопровождал раненых и больных на утлых лодках через строптивое Аральское море. Участвовал в трудной Алтайской экспедиции, покоряя горные высоты Алтая.
16 - Крафт, «Узаконения о киргизах».
17 - Обзор царствования Александра Второго, стр. 494, С.-П-г., 1902 г.
18 - Как видим, в состав Семиреченской области вошла часть современного Киргизстана, Алматинския область и часть Таразской и Семипалатинской областей Казахстана.
19 - «Памятная книга Зап.Сибири», стр.253. Томск 1882 г.
20 - А. Н. Хорощихин. Сборник статей, касающихся Туркестанского края. Спб, 1871, стр 308.
21 - ЦАРК, фонд 716, опись 2, дело № 1.

 

 

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Портал «Туркестанская Голгофа»  

Попечительством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила создан портал

«Туркестанская Голгофа».

ПОДРОБНЕЕ 

 

   

РОССОТРУДНИЧЕСТВО В КАЗАХСТАНЕ  

Мы открыли свой ютюб-канал. Смотрите нас, подписывайтесь на нас! Мы рядом! Мы вместе!

 НАЖМИТЕ СЮДА, ЧТОБЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА КАНАЛ 

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПИШИТЕ НА

E-mail: rs_almaty@mail.ru

   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz