Вера в посланников Божиих относится к четвертой основе догматической системы ислама. По мусульманскому учению, пророки были посланы Богом к каждому народу, чтобы призывать людей к поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварища .
Пророки сохраняли в чистоте истинное богопочитание, заповеданное еще в раю первому человеку и первому пророку Адаму. Именно с Адама начинается беспрерывный ряд пророков, заканчивающийся Мухаммедом. Архангел Гавриил считается единственным посредником между Богом и пророками. По божественному велению он являлся к пророкам, возвещал им волю Божию об избрании их на пророческие служение и потом в продолжении этого служения при необходимости помогал им. Этот великий исполнитель Божьего повеления, по мусульманским представлениям, явился Адаму 12 раз, Еноху 4 раза, Ною 50 раз, Аврааму 42 раза, Моисею 400 раз, Иисусу Христу 9 раз и Мухаммеду 24 000 раз.
Начиная с Адама, признаваемого первым человеком и первым пророком на земле, все последующие пророки на земле до Мухаммеда были вдохновенными посредниками между Богом и людьми. Они возвещали людям волю Божию, учили их истинному богопочитанию, отклоняли от многобожия и идолослужения, угрожали упорствующим гневом Божиим и наказаниями за нечестие. Они всегда стремились к определенным религиозно-нравственным целям: к очищению народной религии от многобожнического заблуждения, к исправлению народных нравов и к искоренению общественных злоупотреблений. А сам Мухаммед, подражая евангельскому рассказу, изображал в своих речах адские мучения нечестивцев и райские блаженства праведных.
Большая часть пророков проповедовали свое учение и наставляли устно, а некоторые имели ниспосланные от Бога книги, которые оставили для руководства людям. Мухаммед был последним пророком, закончившим собою длинный ряд пророков, – «печатью пророков» после которого уже не будет другого пророка, как он назван в Коране (Коран 33, 40). Можно сказать, что вся теория о пророках имеет для мусульман значение постольку, поскольку она завершается учением о Мухаммеде. «И последний при жизни своей говорил о пророках с той целью, чтобы довести слушателей до убеждения в своем божественном достоинстве», – пишет Н. Боголюбский.
В разных местах Корана упоминаются около 28-ми пророков, и к ним относится: Адам, Нух (Ной), Идрис, Худ, Салих, Ибрахим, Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Лут (Лот), Шуайб, Йунус (Иона), Муса, Харун (Аарон), Илйас (Илия), Елисей, Закарийа (Захария), Йахйа (Иоанн Креститель), Йаса (Исайа) , Зу-ль-Кифль (Александр Македонский), Дзу-ль-карнайн, Ездра, Дауд (Давид), Суляйман (Соломон), Айюб (Иов), Иса, Мухаммед. Кроме перечисленных в Коране пророков были и другие, как видно из других стихов: «И (Мы отправили) посланников, о которых рассказывали тебе раньше и посланников, о которых Мы не рассказывали тебе» (Коран 4, 62). И еще: «Мы посылали посланников до тебя; о некоторых мы рассказали тебе, о других не рассказывали» (Коран 40, 78). По преданию, Мухаммед, спрошенный однажды о числе всех пророков, сказал: «Всех пророков было 124 000. По другому преданию, Мухаммед сказал, что всех пророков 224 000 .
По мусульманским представлениям, не все пороки одинаково равны по своему нравственному и историческому значению. Сам Мухаммед делил их на пророков (набий) и посланников (расул). Пророки (т. е. набий) пользовались только устными наставлениями и направляли на путь истинный непросвещенных или слабых, тогда как посланники (т. е. расулы) распространяли таинственные откровения Бога путем письменного учения . Всех расулей было 330, между тем как число всех священных книг 104. К ним относится: Закон Моисея, Псалмы Давида, Евангелие Иисуса, Коран, 10 свитков Адама, 50 свитков Сифа, 30 свитков Еноха, 10 свитков Авраама .
В учении о пророках у мусульман большое значение имеет еще так называемый Мухаммедов свет (нур-и-Мухаммад). Рабгузы считает его особенным сиянием на лбу некоторых пророков, составляющий их преимущество над другими (простыми) людьми. Известный мусульманский историк и богослов Мирхонд Балхский и другие мусульманские ученыедумают, что этот свет является самым первым творением божественного всемогущества . Это светлая первозданная эссенция по сотворении разделилась на две части. Тончайшая ее часть была названа «нур», т. е. свет, из него были образованы высшие горные существа, звезды и души пророков, а другая, более грубая ее часть была названа «нар» т. е. огонь, из него были сотворены джинны, как было указано выше.
Так как назначение всех пророков состояло в том, чтобы проповедовать людям единство Божие, составляющее основу ислама, то жизнь их особенно дорога в очах Божиих и, по словам Рабгузы, за насильственную смерть пророка Бог наказывает смертью 70000 человек, как это было, например, во время смерти пророков Захария и Иоанна . Пользуясь такими преимуществами во время земной жизни, пророки и по смерти находятся великой милости у Бога. Тела их не подлежат тлению, а души беспрепятственно допускаются до райских блаженств. В раю пророки занимают самые высшие степени блаженства, потому что отличаются от прочих людей превосходством своих душ, созданных из Мухаммедова света . По сравнению Таджддина, достоинство святых и пророков пред Богом различны так, как одна капля воды в сравнении с целым морем . По учению Шахр Агкаида, обыкновенные люди выше обыкновенных ангелов, ангелы-посланники выше обыкновенных людей, но посланники из людей выше ангелов-посланников .
Наконец, подавляющее большинство мусульманских богословов признают безгрешность всех пророков и особенно Мухаммеда. Но под словом безгрешность они подразумевают:
Совершенное отсутствие лжи; отсутствие «кюфра», т. е., преступления действием или словом против мусульманской веры и ее святыни (сознательное преступление по неверию).
Отсутствие всякого умышленного преступления.
Таким образом, мусульманские богословы допускают в пророках только неумышленные преступления и говорят, что неумышленные поступки не мешают условием пророческой безгрешности. «Самое понятие о невинности и безгрешности они определяют следующим образом: Бог не создал в рабе никакого греха, не смотря на то, что сила и воля творить грех остается в природе человека» . В подтверждение своей теории о безгрешности пророков мусульмане приводят некоторые места из Корана, например: «Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний и введем вас благородным входом» (Коран 4, 35). «Тем, которые сторонятся великих прегрешений и мерзостей, кроме мелких проступков: ведь Господь твой объемлющ прошением! Он лучше знал вас, когда Он извел вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не очищайте же самих себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен!» (Коран 53, 33) и прочее.
Таковы главные пункты мусульманского учения о пророках. Это показывает нам важность мусульманского учения о пророках, как религии преимущественно пророческой, на что в свое время указал выпускник Казанской Духовной Академии, магистр богословия и востоковед Н. Остроумов в своем сочинении «Критический разбор мухаммеданского учения о пророках .
Полемический разбор мусульманского учения о пророках
В самом понятии о пророках как о сверхъестественных истолкователях воли Божией людям, вследствие особого на то повеления Божия, ислам не отличается от христианства, у которого Мухаммед заимствовал это понятие. Но что касается других черт учения о пророках, то мусульманство значительно разнится от христианского учения. В приведенных в Коране легендах о пророках господствуют сбивчивость, непоследовательность и разногласия с повествованиями Ветхого Завета. Причины этого, с одной стороны, можно видеть в том, что Мухаммед придавал этим легендам несколько тенденциозную окраску, приноравливая их к событиям собственной жизни. С другой стороны, Мухаммед знакомился с библейскими рассказами не по писаным памятникам, а из устной передачи разных лиц во время своих торговых поездок в Сирию и в самой Мекке. В пользу этого мнения можно привести свидетельства из некоторых арабских источников. Притом же Мухаммед знакомился с рассказами о ветхозаветных пророках урывками, без всякой последовательности, что легко можно проследить, сопоставляя позднейшие части Корана с более ранними. Например, повествования об Адаме, как о первосозданном человеке и наместником Божием на земле, помещены в Коране во множестве вариантов, в которых встречаются дословные повторения. Множественность вариантов объясняется тем, что Мухаммеду приходилось пополнять свои сведения постепенно из устных сказаний, а не одного письменного источника. Так о материале, из которого сотворено тело Адама, повторено около 15 раз с разными вариантами: сотворение из земли, персти, брения, липкой глины, сухой глины и глины гончарного изделия. О частице Божьего Духа, образовавшего душу Адама, повторяется 3 раза, о поклонении ангелов, кроме Иблиса, – 7 раз, о причинах, по которым Иблис отказался поклониться Адаму, – 5 раз. И точно также следуют многократные повторения о блаженстве первых людей в раю, об искушении их диаволом и прочие .
Немаловажно отметить, что учение Корана о пророках в его подробностях напоминает собою учение еврейской секты евионитов, на что прежде всех указал немецкий исследовал А. Шпенгер . Как по учению евионитов, так и по учению Корана, все пророки проповедовали одну и ту же религию, призывающую в покорности Единому Богу, которая была открыта всем порокам, начиная с Адама и кончая Иисусом Христом. Признаки этого мы можем увидеть из следующих стихов Корана: «Подлинно, религия Божия есть ислам» (Коран 3,17); «Поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!» (Коран 21, 92); «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!"» (Коран 42,11) и т. д.
В отличие от мусульманства, источник вдохновения пророков, христианство видит в Лице Духа Святого, Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы. Мусульманство же, не признавая троичности Лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве архангела Гавриила. Тогда как из священных книг Ветхого и Нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. На вопрос, откуда Мухаммед заимствовал понятие об архангеле Гаврииле, как посланника Божия для возвещения людям воли Божией, можно предполагать, что Мухаммед слышал от людей, знающих Писание, но не понимал смысла их (1Кор 2:14). Поэтому в словах Корана, где учение его низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление его к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил. В словах Корана, где Бог подкрепляет Иисуса Духом Святым, видим некоторое приближение к смыслу слов пророка Исайи (см. Исаии 61:1 и Коран 2, 81; 3, 43), которых осуществление в лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии (Лк 4:17, Мф 12:17) и которых смысл уяснён словами всего новозаветного Писания. Там говорится, что Бог есть дух (Ин 4:24), что Дух Святой есть Господь (2Кор 3:17), что Дух Святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего (Лк 1:35, Деян 10:38).
Семитское слово «наби», в еврейском корне означает: быть полным, литься через край, а в применении к пророкам указывает на их вдохновенную речь, восторженно и бурно изливающуюся из сердца, переполненного чувством. В арабском же понимании это слово означает: возвышать, издавать звук, возвещать. Усвоенный Мухаммедом древнееврейский, библейский термин «наби» отличается и от древнеарабского термина «кяхин», означающего порицателя, жреца.
Хотя Мухаммед и определил назначение пророков, как проповедников истинной веры и как посредников между Богом и человеком, но не всех библейских пророков упомянул в Коране. А с другой стороны причислил к пророком таких лиц, которых Библия в числе пророков не считает, как например: Измаил, Асбат (колено Израильское) и двурогий Искандер, под которым толкователи подразумевали Александра Македонского. Это также показывает нам недостаточное знание основателем ислама библейской истории о пророках.
Точно также в Коране не выяснена государственная роль древних библейских пророков в теократическом государстве евреев. В истории еврейской теократии пророки занимали центральное место, служили воплощением и выражением ее идеальных надежд, конечных целей и стремлений. По словам профессора Покровского, пророки подлинно постигали подлинный смысл всего настоящего, очами веры прозирали и отдаленное будущее: они ясно сознавали те цели, ради которых Израиль был призван Богом .
Мухаммед, как недостаточно осведомленный о действительном содержании св. книг евреев и христиан, не понимал внутренней связи широких и глубоких понятий теократии и профетизма, а усвоил только общий взгляд на библейских пророков, как проповедников единобожия и преданности Богу. Также это касается его взгляда на библейское представление о Мессии, появление которого ожидали евреи и после своего рассеяния. Эти общие представления о профетизме он приметил к себе, как к мессии евреев и как Духу Утешителю христиан, и тем покончил с вопросом, назвав себя только пророком. Поэтому мы не находим в Коране ни психологического анализа душевного настроения пророков, ни объяснения их выдающейся государственной деятельности, ни даже более или менее цельного представления о личности каждого из них. О многих упоминаемых в Коране пророках повторяются одинаковые шаблонные выражения, как например: «По следам такого-то, Мы послали того-то». А о некоторых пророках сообщаются рассказы, не имеющие даже библейского характера.
Из Библии мы знаем, что все истинные пророки Божии отличались высоким нравственным характером, выражавшемся в совершенном их самоотвержении и бескорыстии, пламеннейшей ревности о славе Божией и счастье ближних, как временном, так и вечном. Во время своей пророческой деятельности пророки как бы совершенно забывали о самих себе и особенно прославились своим бескорыстием. Никогда лживое слово не выходило из уст пророков; никогда не делали они ничего в угоду своим слушателям, если это не согласовывалось с их проповедью и волей Божьей.
В лице же Мухаммеда мы не видим высокие нравственные качества, приписываемые пророкам. История его жизни ясно показывает нам другую сторону его личности, как например: пристрастие грубым чувственным удовольствиям, резкие черты фанатизма и бесчеловечие, склонность к корысти и т. д. В этом плане и сам Мухаммед признавал свои недостатки и видел свои пороки. «Все это несомненно показывает низкую в нравственном отношении личность Мухаммеда и срывает с него личину порока, которою он так недостойно дерзнул облечь себя» , – пишет П. Раев. Истинные пророки Божии не боялись никаких угроз и преследований со стороны неверующих. Пророки достигали цели своей проповеди, только силою своего убеждения и молитвой при содействии Божием, не прибегая при этом к насильственным мерам. Знакомому с историей распространения ислама также известно, что Мухаммед употреблял все усилия, чтобы подчинить своих соотечественников своей власти и что без насильственных мер его учение никогда не восторжествовало бы над язычеством арабов.
Для доказательства своего божественного посланничества истинные пророки Божии творили чудеса, которые, как по предмету своему, так и по цели, всегда были достойны Бога, по месту, времени и самому способу своего совершения вполне отвечали понятиям о сверхъестественном действии Божией, направленном ко спасению людей. Беседующему с мусульманином особое внимание нужно обратить на чудеса Иисуса Христа о которых в Коране сказано: «Вот посланники, некоторым из этих Мы дали преимущество перед другими: в числе их были такие, с которыми Бог говорил, а некоторых Он возвел на высшия степени. Иисусу, Сыну Марии, Мы дали ясные доказательства и укрепили Его Духом Святым» (Коран 2, 254). По этому поводу митрополит Антоний (Храповицкий) пишет: «несомненно, что чудеса Христовы были одним из важнейших побуждений для Его учеников веровать в Его сверхчеловеческое достоинство».
Но Мухаммед не был не только величайшим пороком, но и, так сказать, рядовым и потому не мог творить чудес. В Коране есть один стих, из которого ясно видно, что Мухаммед не считает себя чудотворцем: «Они сказали: Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа! Скажи: Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещатель». (Коран 29, 49). Таким образом, утверждая весьма часто в Коране, что он пророк, при всей наклонности своей ко лжи никак не мог сказать, что он чудотворец. Следовательно, мусульманские богословы, приписывающие Мухаммеду множество чудес, поступают вопреки положительному утверждению Корана, что Мухаммед не был чудотворцем. Из других мест Корана видно, что Мухаммед только Коран считал чудом, подтверждающим его пророческое достоинство и потому, когда неверующие просили у него разных чудес в подтверждение его пророческого достоинства, он сказал: «Ничто не препятствует людям веровать, когда пришло к ним руководство, разве только они скажут: неужели Бог человека сделал посланником? Скажи: если бы на земле ходили ангелы безмятежные, то мы непременно низвели бы им посланником ангела с небес. Скажи: Бог будет свидетелем между мною и вами, подлинно, Он знает и видит рабов своих» (Коран 17:96-98). Приведённые стихи из Корана доказывают сознание Мухаммедом того, что Бог не даёт ему дара чудотворений. А после этого нам уже будет понятно и то, что приписываемые Мухаммеду его последователями чудеса не походят на чудеса истинных пророков. Все эти чудеса были выдуманы для возвеличения Мухаммеда его последователями, которые действовали в этом случае по одному убеждению со всеми последователями ложных пророков, которых поклонники старались сравнять с истинными пророками. Более того, истинный смысл чудес заключается не в том, чтобы показывать знамения, как подтверждения истинности своей пророческой миссии, что мы видим в исламе, но в милосердии и сострадании человеческому роду, как мы видим в Евангелии.
Другим несомненным признаком божественного посланничества истинных пророков Божиих служили их пророчества, то есть, предсказания о будущих событиях, возможность происхождения которых доступна только уму Божественному, а не ограниченному человеческому разуму. По различию времени и окружавших их обстоятельств, пророчества их касались разных предметов. Прежде всего, все пророки имели в виду учение веры и нравственности и будущую судьбу этого учения в роде человеческом. Пророки изъясняли людям данный Богом закон и предсказывали людям утешения за исполнение закона и наказания за нарушения его. Часто пророки касались судьбы израильского народа, а также судьбы ассирийцев, египтян, вавилонян, персов, греков, римлян, аммонитян, моавитян, жителей Тира, Сидона и пр. Самым же главным исполнением предсказаний пророков израильского народа было Лицо Мессии, Господа Иисуса Христа. В противоположность к этому в мусульманских рассказах о пророках мы не находим пророчеств о судьбе израильского народа и совершенно не видим пророчеств о судьбе других народов. Представленные у Рабгузы пророчества большею частью касаются только частных обстоятельств жизни тех народов, в среду которых были посылаемы пророки и таким образом далеко не дают нам истинный образ пророков. Существенное отличие учения ислама от христианского учения о Божественном откровении состоит в том, что главным предметом всех пророчеств ислам считает Мухаммеда, а не Христа, как учит христианство. Тому, кто читал Коран, известно, что в нём иудеи и христиане постоянно обвиняются в повреждении своих священных книг, которое состояло будто бы в уничтожении находившихся там пророчеств о Мухаммеде, как поясняют толкователи Корана. В Коране также говорится прямо, что Мухаммед был предсказан в священных книгах иудеев и христиан и даже самим Иисусом Христом . Отсюда становится понятным постоянный призыв Мухаммеда в Коране, обращенный к его современникам: «Веруйте в Бога Единого и в его посланника» (Коран 4, 135; 9, 87; 37, 7) и символическая формула «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Этот призыв напоминает представление иудеев о Моисее, имя которого евреи ставили непосредственно после имени Божия, как говорит Иосиф Флавий .
Максимов Юрий, Смоляр Кирилл. Православное религиоведение: Ислам Буддизм Иудаизм. Москва, 2005. С. 52.
Боголюбский Н. Ислам его происхождение и сущность. Казань, 1875. С. 209.
Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 78.
Череванский В. Мир ислама и его пробуждения. С-Петербург, 1901. С. 9.
Остроумов Н. П. Критический разбор мухаммеданского учении о пророках. Казань, 1874. С. 37.
Рисаля-и-Газизя. Казань. 1850. С. 447.
Меркурьев К. В. Руководство к изложению догматического и нравственно-практического учения мухаммеданства. Оренбург: Губернская типография, 1912. С. 151-152.
Остроумов Н. П. Критический разбор мухаммеданского учении о пророках. Казань, 1874. С. 42.
Рисаля-и-Газизя. Казань. 1850. С. 74.
Там же С. 74-75.
Остроумов Н. П. Критический разбор мухаммеданского учении о пророках. Казань, 1874. С. 42.
Остроумов Н. П. Критический разбор мухаммеданского учении о пророках. Казань, 1874. С. 44.
Череванский В. Мир ислама и его пробуждения. С-Петербург, 1901. С. 11.
Das Leben und die Lexre des Mohammed. Berlin, 1861. I, II, III.
Покровский А.И. Ветхозаветный профетизм как основная, типическая черта библейской истории Израиля // Богословский вестник. — 1908. — №4. — С.775.
Раев П. Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства. Казань 1875. С. 197.
Антоний (Храповицкий), митр. Три антимусульманских сочинения // http://mission-center.com/islams/chrapoviz.html
Остроумов Н. Недостатки мухаммеданского учения о пророках в сравнении с христианским о них учением // http://mission-center.com/islam/ostr.htm
Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 85.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи