300 лет назад Петр Первый в Санкт-Петербурге открыл первый русский музей Кунсткамера , собрание диковин из разных стран., которые прошли путь от частной задумки редкостей до крупного научного центра .
Здесь хранились заспиртованные уродцы и младенцы , чучела заморских птиц, другие чудеса света. Словом в фонды первого музея вошли природные редкости, книги, приборы и прочее человеческого наследия. Музей курьезов стал предметом личного интереса Петра: император издал несколько указов, согласно которым найденные на территории России курьезы должны были отправляться в новую столицу для размещения в Кунсткамере. Для укоренения таких норм и представлений должно было пройти время, поэтому Петр обращал внимание в первую очередь на внешние проявления «европеизации».
Царь увидел на берегу Невы причудливо сросшие сосны и задумал место в его личной коллекции природный феномен. По другой версии император подглядел идею собрания уникальных вещей в Европе во время Великого посольства (1697–1698), где кабинеты с «кунштами» были в моде. Петр Первый , как пишет историк Василий Ключевский, проявлял заметный интерес к естественным наукам: во время того же Великого посольства он посещал анатомический театр в Лейдене, «слушал лекции профессора анатомии Рюйша и <…> увидав в его анатомическом кабинете превосходно препарированный труп ребенка, который улыбался как живой, не утерпел и поцеловал его». Изначально музей находился в здании Летнего дворца (тогда располагавшегося в Летнем саду), но Петр скоро задумался о том, чтобы построить отдельное здание для экспозиции. Однако не успел. В 1725 году первого русского императора не стало.
Но значение Кунсткамеры для русской культуры не ограничивается домом петровского барокко с окнами на Неву. Петр мечтал о преобразовании страны на европейский лад, о том, чтобы дворянство стало образованным и воспитанным в его понимании сословием, по своему поведению не отличимому от англичан или голландцев. Многих отпугивали представленные там ужасы . Но Кунсткамера будоражила умы как собрание удивительного. Баснописец Иван Крылов отметил в стихах «Любопытный», что «Часа там три ходил» и «Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа даровата!». Уже с 1728 года Академия переехала в здание Кунсткамеры, а затем — в течение XIX века — из ее фондов были сформированы специальные музеи Академии наук (к примеру, Ботанический и Зоологический). В декабре 1878 года Кунсткамере присвоили ее нынешнее имя, назвав Музеем антропологии и этнографии. Это легко объяснимо: в экспозиции музея находилось много экспонатов из жизни народов других стран и континентов — от Австралии до Северной Америки. В 1903 году ей присвоили имя Петра Великого. В советское время «Кунштов камера» стала вниманием братьев Стругацких в повести «Сказка о тройке», действие которой проходит с магическими сущностями 76-го этажа Научно-исследовательского института чародейства и волшебства (НИИЧАВО)
Заилийский город … на пляжу Тихого океана
В Казахстане было немало удивительного , что могло пополнить фонды Кунсткамеры. Есть в Северном Казахстане села, где при строительстве мостов через арыки строили из бивен мамонтов ажурные сооружения. Об этом читайте в «бестселлерах» ориенталистов В.Радлова о «сибирских древностях» и А.Самойловича о «чудских древностях Прииртышья» .
Но были предметы и экспонаты природы которые восхищали верненцев, то бишь южных алматинцев. Скажем, сросшиеся вековые сосна и карагач на перекрестке улиц Фурманова и Шевченко. Правда, это было не в царствовааие Петра. Здесь была городская усадьба Дрондиных и высокий забор прикрывал загадочное явление от посторонних. Но когда была установлена автобусная остановка жители охали и вздыхали при встрече с необычным. В путеводителях об Алма-Ате сказано, что город расположен в глубине Евразии, на юго- востоке Казахстана на 77? восточной долготы и 43? северной широты. Это один из самых южных оазисов , среди городов-небоскребов. В центре города существует своеобразный « оазис тепла», контраст среднесуточной температуры между северными и южными окраинами. Но есть и другая точка зрения, насчет расположения Алма-Аты . Гидрогеологи догадываются , что под городом, плещутся воды безлюдной части Тихого океана . Жаль, что алма-атинцы не имеют своих антиподов, лишены общения с обитателями противоположной точки полушария.
Город расположен на выносе древних и молодых отложений рек Большая и Малая Алматинок, их бесчисленных притоков, сбегающих с ледников по ущельям Заилийского Алатау. На склонах гор выпадает множество осадков, почти как на берегу Балтийского моря. 30 апреля 1989 года жители столицы и поселений в подгорной части Алатау стали свидетелями редкого природного явления – выпадения окрашенного в красный цвет снега. Слой цветного покрывала достигал в горах нескольких сантиметров. После таяния на крышах зданий остался рыжеватый осадок. Результаты анализа проб снега показали, что цвет не связан с химическими загрязнениями. Причина явления, по всей вероятности, в пыльной бури над Аральским морем. Воздушные массы с сильными восходящими потоками , смешавшись с холодным фронтом, достигли Алма-Аты и ее окрестностей, выпали с осадками.
На правом берегу Или находится единственный в Казахстане «поющий бархан», высотой до 80 – 120 м, протяженностью до 4 км. При осыпании песка издает громкое звучание. Природой удивительного памятника природы занимался с 1962 года профессор В.И Арабаджи , специалист в области атмосферного электричества.
В горах можно встретиться и с призраками, с редким явлением природы, что называется огнями святого Эльма. Однажды, при восхождении альпинисты едва поднялись на высоту 3800 м , как резко изменилась погода, разразилась гроза. Неожиданно вершина , люди , окружающие предметы оказались окруженными ярко сиящим ореолом. Поднятая рука «горела» свечой, голубоватым огнем искрились волосы, шипели металлические предметы, ледорубы, фотоаппараты. Рюкзаки поставленные рядом, у скалы, издавали звук похожий на жужжание шмеля. Ребята испытали неприятное ощущение ожога. Все это продолжалось около пяти минут, гроза прошла, огни исчезли. Таинственную гору альпинисты назвали «Электро».
28 мая мая 1887 г. случилось известное и страшное Верненское землетрясение . Зона поражения была огромна и город превратился в кучу обломков, с годами изменившие рельеф местности. Было разрушено 2792 дома , среди них церкви и мечети , гимназия, госпиталь, губернаторский дом и архиерейское подворье . В городе Верном проживало 16 491 душ ( убито 161 взрослых жителей, 118 детского возраста ) . По оценке специалистов землетрясение продолжалось более трех лет ! , причем с периодичностью крупных толчков день в день, с проявлением явлений природы, как солнечное затмение, полярное сияние , селевые потоки. Любопытно отметить, что по народному поверью женщины- мусульманки спешили во время тряски города набрать исковерканную землю в яркие платки .Мол, если вздыбленные горсти не превратятся в драгоценное золото, то, по крайней мере, обратятся в лекарство от многих болезней.
Во время бедствия был тяжело ранен военный губернатор Алексей Яковлевич Фриде , также, пострадали его жена и трое детей. Генерал оказался человеком образованным, собрал и выслал в Петербургскую Кунсткамеру свидетельства катастрофы. На гауптвахте было убито 15 и ранено 125 арестантов. Фриде выслал в Петербург оружие охраны в одной из солдатских казарм. Во время землетрясения винтовки оказались кучой металлолома, свернутые в одну могучей силой в пирамиде .
Следующее землетрясение случилось 28 декабря 1910 года. Очевидцы сообщали : «... на колокольне Туркестанского Собора массивный, в 17 пудов крест перегнулся у основания на 180 градусов и остался висеть на цепях. На остальных церквах кресты были сломаны или сброшены. Колокол церкви детского приюта сорвался, пробил пол и , перевернувшись ушами, застрял на первом этаже. Печальная картина разрушения наблюдалась в северо-восточной части города. В Больше-Алматинской станице образовались длинные трещины, шириной до полтора вершка ; в Малой станице они уже достигали аршина и до 8 аршин глубины. Т.о. дома вошли в землю. Одна из трещин прошла под высоким и тучным тополем , и разорвало в три четверти аршина в диаметре. Дерево высотой в 5 аршин оказалось разорванным повдоль, но осталось стоять. Во многих местах почва фонтонировала теплой водой ( и это при сильном верненском морозе! ) . В горах , во время обвалов камни бились друг от друга , вызывая гром и молнии ; под осыпями погибли пасеки, заимки, фруктовые сады » .
Землетрясения обыкновенно сопровождаются «световыми эффектами», свечением неба напоминающим замедленные вспышки молнии. Очевидцы указывают на светящиеся шары и полосы, как при северном сиянии. Физики предполагают связь верненских землетрясений с изменением электромагнитного поля Земли, что следы тектонических возмущений ведут в космос. Так, 15 июля 1959 года, в день когда на Солнце наблюдалась мощная вспышка, в Тянь-Шанских горах было отмечено наибольшое количество землетрясений.
30 золотых статуэток на четырех ножках
14 июня 1887 г. в 3 часа дня в одной из трещин землетрясения был извлечен китайский стол – жертвенник. Это был не первый случай в археологической жизни Семиреченской области. Думаю, было бы интересно и занимательно перелистать иллюстрированные страницы вышедшей в 2011 году в Казахстане книги «Археология Семиречья .1857 – 1912 гг.». Редкий и познавательтный сборник документов и материалов подготовленный известным архивистом , писателем и краеведом И.М. Самигулиным. В его авторской коллекции последних лет многотомная «История Казахстана в документах и материалах», «Путевые дневники и записки российских чиновников и исследователей о Казахской степи 18-го – середины 19 вв. » , «И вздрогнула земля…» из истории землетрясений в Семиречье в 1885 – 1912 гг .
В годы семиреченских землетрясений природа даровала удивительные клады. В июле 1884 г. был открыт Большой Семиреченский алтарь на усадебной земле Малой станицы казака Степана Егорина. Жертвенный бронзовый стол на 4-х ножках размером 11 на 124 см и высотой в 33 см , со скульптурными изображениями верениц диких зверей по бортикам, с космогоническими и зооморфными сюжетами, отнесен востоковедом Н. Пантусовым к V – III вв. до н. э. Алтарь зариисован на века местным художником Н. Хлудовым и запечатлен таинственным фотографом , с весьма загадочной подписью «Ф. ОрдэN», с латинской буквою в конце слова, и отправлен Императорской археологической комиссией в Эрмитаж. Об этом неизвестном фотомастере удалось обнаружить его четырехтомный альбом «Кавказ и Средняя Азия», также, Балкан , Бессарабии , Греции и Турции , в фондах питерской Российской национальной библиотеки. Постепенно стали проявляться изображение мастера портрета , собираться сведения биографического характера и истоки съемок вещей по тематическому и географическому охвату, в документах и на паспарту фотоколлекций 1880–1890 гг. в Музее Антропологии и Этнографии ( СПб., МАЭ, Кунсткамера ). И главное, фотомастеру Ордэ удалось заснять в 1884 г. в городке Верном Большой Семиреченский алтарь , хранящийся в экспозиции Эрмитажа. Из далекого путешествия по Семиречью Ордэ привозил неповторимые по содержанию и технически прекрасно выполненные фотоснимки.
Снимки фотографа хранятся в собраниях музеев России, Германии, Австрии и Швейцарии и при публикации их автор обозначается по-разному: «Ордэ», «Ордэт», «Хордет», «Ордер», «Ордэн». Коллекционеры называют его «известным французским фотографом Hordet» , другие — М. Хордет [http://www ferqhana.ru/archive/ index.html]). Том первый альбома «Кавказ и Средняя Азия» (РНБ. Ф. Ордэ , фонд № 1541) содержат фотографии праздник казахского народа , - в легком сооружении накрыт стол, сидят в юрте на свадьбе или верхом на лошади , повязанные в саукеле. Среди них, важные мужчины, один из них шаман, с бубном на коленях . На снимке представлены игривые малыши и игрушки аульных детей. Фотокадр из коллекции Ордэ «Шаманка» имеет два названия , связанный с религией и культурой Туркестанского и Степного краев - «Казашка-танцовщица. Семиречье» и «Семиреченская область. Киргизка, плясунья» . Серия снимков альбома Ордэ, хранящегося в РНБ, относится к сопредельной России территории Кашгара: китайский театр, китайская пагода, устройство китайского двора, китайское войско, портреты маньчжурских генералов и типов местного населения. Отдельный лист-композиция посвящен антропологическим типам края.: семья дунган в традиционной одежде из Кульджинского края Семиреченской области.
Укрепление Тойчубека , то ли бия, то ли бека
В фондах Кунсткамеры хранятся и другие , весьма ценные художественные работы по Семиречью фотографов и художников А. Померанцева , И.Полякова, С. Дудина , А. Воронина-Уткина , В.Радлова и А.Самойловича .Среди них в цвете и роскоши портреты султанов Большой Орды , киргизских манапов Тянь-Шанских гор , одежда, быт и промыслы семиреков , вооружение народов , кокандские крепости и первые казачьи поселения Заилийского края.
Полковник генерального штаба Александр Иванович Померанцев был известным преподавателем рисования Сибирского кадетского корпуса . Творческая биография , прежде всего, связана с выпускниками кадетского корпуса, будущими исследователями Азии Ф. Зубовым , Г. Потаниным и С. Пирожковым, Ч.Валихановым . В годы управления Западной Сибирью Г. Х. Гасфортом и другими военачальниками края , Померанцев написал картину кокандское «Укрепление Тойчубека. Акварель. 1851 г. » .Крепость, которую современники , ученые и обыватели, полагают чуть ли не основанием г. Алматы ( по версии, в ту пору , города с 1500-летним стажем , спаленного пожаром и закованного цепями царскими полковниками !?) .
Однако, не будем путать реального с потусторонним. Мы же не в Кунсткамере!. Вернемся к загадкам творчества Померанцева, в пору его учителя рисования кадета Чокана Валиханова В процессе штудирования художественного наследия Валиханова оказались три по крайней мере акварельных портрета из альбома А. Померанцева: «Дикокаменной орды Манап Байназар Турумтаев», «Дикокаменной орды Бий Сартай » и «Большой орды Султан Мамыр-хан Рустемов». Чокан в оценке остался автором этих померанцевскихъ работ. Правда , добавляя портреты своими, бытовыми вещами: острым перочинным ножичком, табакеркой или иными предметами. По крайней мере , истинная фамилия художника с годами улетучилась.
Одна из ранних померанцевскихх работ была «У верстового столба». Другая акварель «Вид города Омска». Однако, современные биографы утверждают , что зарисовки написаны в годы учебы Чоканом , в пятнадцатилетнем возрасте, но по заданию А. Померанцева. По всей вероятности, копирование рисунков мастеров было обязательной составляющей обучения изобразительному искусству. Валиханов смело копировал акварели своего учителя , вольно добавлял в карандаше или исправлял пером детали рисунка , чем и объясняется различие в датировках и в артистичном содержании померанцевских работ. Валиханов с этим талантливо справился. Однако имя и дело Александра Померанцева с годами угасло , искажены его инициалы и истоки творчества.
.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи