В 1380 году на Куликовом поле Москва в первый раз открыто выступила против Сарая, и устояла. Битва показала, что монголо-татар можно побеждать и можно добиться свержения ига Золотой Орды. Современники считали битву величайшим событием, и победителя татар, великого князя Димитрия прозвали «Донским» за победу на Дону. Приняв на себя татарский натиск, Димитрий Донской явился добрым страдальцем за всю землю Русскую, а, отразив его, он явил такую мощь, которая ставила его во главе всего народа, выше всех других князей. И народ потянулся к нему, как к своему единому государю.
Победа на Куликовом поле стала переломным моментом в русско-ордынских отношениях, определившим дальнейший исторический путь Руси. И хотя еще долгие годы Русь оставалась несвободной, но уже разжались крепкие тиски врага, на протяжении столетий наносившего Руси огромный ущерб.
Первая победа над ордынцами произвела перелом в народном сознании, дала начало кристаллизации национального духа и понимания мессианской идеи Руси. Основой этого процесса стал исключительный по масштабу духовный подъем, в центре которого стоял молитвенный подвиг преподобного Сергия Радонежского. Именно Радонежский игумен способствовал возрождению того православного духовного начала в жизни русского народа, без которого он так никогда бы и не осмелился подняться с колен и стряхнуть с себя иго поработителя.
Поражение ордынской армии явилось могучим толчком в процессе объединения русских земель под властью одного государя, Московского князя. Русь окончательно встала на путь объединения вокруг Москвы, которая на Куликовом поле бесспорно утвердила свое право быть новым центром собирания русских земель. И, несмотря на то, что период ига продлился еще более ста лет, самоощущение русского народа было уже совершенно иным. Димитрий Донской впервые без санкции Золотой Орды завещал территорию Владимирского великого княжества сыну Василию I как свою «вотчину».
Но, как ни велика была сокрушительная сила русской победы, она еще не означала распада Золотоордынского государства, в нем еще предпринимались попытки возродить былое могущество. Золотой Орде, тем не менее, пришлось уменьшить размеры дани, а также признать политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. Это тоже шло в разрез с желанием Орды сохранять контроль над слабой раздробленной Русью.
Но уже тогда Московская Русь сознавала не только общерусское, но и всеевропейское значение победы над войсками Мамая. Во время службы и провозглашения вечной памяти всем погибшим за Русь на Куликовом поле «рече сам Князь Великий: "буди вам всем братиа и друзи, православнии христиане, пострадавшеи за православную веру и за все христианство на поле Куликове, вечная память"».
ТОХТАМЫШ.
Дальнейшее течение золотоордынской истории принимает столь резкий поворот, что государство оказывается на грани полного политического краха и территориального развала. Попытка возродить его былую мощь вышла из правого крыла Джучиева улуса, из Ак-Орды, в лице хана Тохтамыша. Он стал решительно проводить политику, начало которой заложил еще Урус-хан. Тохтамыш поставил себе цель подчинить своей власти весь улус Джучи, огромная часть которого была в руках у Мамая. В 1381 году, после разгрома Мамая, Тохтамыш, захватил власть в Сарае и взял курс на возрождение могущества Золотой Орды. Не хотел Тохтамыш отказываться и от тех повинностей и дани, которую Русь выплачивала в лучшие для Золотой Орды времена. Но Русь, воодушевившись победой на Куликовом поле, отказалась платить ему дань. Тохтамыш не удовлетворился и внешними знаками признания зависимости со стороны русских князей. Он явно стремился превратить русские земли в простой ордынский улус и понимал, что осуществить это возможно только силой.
В 1382 году, воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Оку, Тохтамыш со своими войсками пошел на Москву, которую захватил обманом и сжег. «…И тотчас начали татары сечь их всех подряд. Первым из них убит был князь Остей перед городом, а потом начали сечь попов, и игуме¬нов, хотя и были они в ризах и с крестами, и черных людей. И можно было тут видеть святые иконы, поверженные и на земле лежащие, и кресты святые валялись поруганные, ногами попираемые, обобранные и ободранные. … Люди христианские, находившиеся тогда в городе, метались по улицам туда и сюда, бегая толпами, вопя, и крича, и в грудь себя бия. Негде спасения обрести, и негде от смерти избавиться, и негде от острия меча укрыться! …Некоторые в церквах соборных камен¬ных затворились, но и там не спаслись, так как безбожные проломили двери церковные и людей мечами иссекли. …Татары же христиан, выволакивая из церквей, грабя и раздевая донага, убивали, а церкви соборные грабили, и алтарные святые места топтали, …те святые иконы топтали, и сосуды церковные, служебные, священные, златокованые и серебря¬ные, драгоценные позабирали, и ризы поповские многоценные расхи¬тили. Книги же, в бесчисленном множестве снесенные со всего города и из сел, …отправ¬ленные сюда сохранения ради-те все до единой погубили. … И так вскоре... взяли город Москву месяца августа в двадцать шестой день. …Не только же одна Москва взята была, но и прочие города и земли пленены были». Отряды Тохтамыша рассыпались по Руси, вновь грабя города и уничтожая население. «Татары же многие города захватили, и волости повоевали, и села пожгли, и монастыри пограбили, а христиан посекли, иных же в полон увели, и много зла Руси принесли». Как видим, к концу XIV века, при нашествии Тохтамыша проявлялись та же жестокость, то же коварство, что и полтора столетия назад. «…Эти беды от поганых роду христианскому за грехи наши... Воистину суета человеческая, и всуе суетность людская», – писал современник разорения Москвы. Но борьба с москвичами сильно измотала войско Тохтамыша, и когда он узнал о том, что с севера движется с новыми войсками князь Димитрий Донской, повернул на юг и ушел к себе в степь с богатой добычей и с полоном. А Димитрий Иванович вынужден был снова признать себя данником татар и дать хану заложником своего сына Василия.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи