Личность Царя Иоанна Васильевича Грозного (1530 – 1584 гг.) и эпоха его царствования венчали собой период станов¬ления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно оформились взгляды русско¬го народа на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.
Наставником юного Царя и его единственным другом был митрополит Макарий (1482-1563), который «любил Иоанна как собственного сына и воспитал его богобоязненным, глубоковерующим Православным правителем, постигшим тайные козни врагов рода человеческого». Именно этот Святитель вдохновил Иоанна Васильевича на идею вселенского призвания Царства Русского и благодаря ему Иван IV осознал высокие задачи, возложенные на Русского Царя.
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля Митрополит Московский Макарий торжественно венчал на царство Великого Князя шестнадцатилетнего Иоанна IV. «Венчался он крестом, венцом и диадимою (бармами), присланными Византийским Императором Великому Князю Владимиру Мономаху, которыми этими утварями венчал Митрополит Ефесский Неофит. Царю был вручен скипетр, на него возложили цепь аравийского злата. … Венец и бармы на Царя возлагал Митрополит Макарий; он же вручал ему в руки скипетр». Иоанн Васильевич стал первым русским государем, над которым, при венчании на царство, после приобщения Святых Христовых Тайн было совершено церковное Таинство Миропомазания. Впервые по окончании церемении венчания архидиакон провозглавил: «Благоверному и христолюбивому и Богом избранному и Богом почтенному и Богом возлюбленному и нареченному и поставленному Великому князю, благовенчанному Царю Ивану Васильевичу и всея Руси Самодержцу многая лета».
Обо всем совершившемся в Москве была послана грамота Константинопольскому и другим Восточным патриархам. Царский титул должен был быть воспринят и утвержден всей полнотой Вселенской Церкви. Специальная грамота о признании Царского достоинства за Иоанном и его потомками была доставлена в Москву в сентябре 1562 года Митрополитом Евгрипским Иоасафом, Патриаршим Экзархом. Грамота гласила: «Реченному Царю, господину Иоанну, быть и называться ему Царем законным и благочестивейшим, увенчанным и от нас правильно, вместе и церковно, как он от Рода происходит и от крови Царской, как мы уже сказали, и сие полезно всему христианству, повсюду законно и справедливо для утверждения и пользы всей полноты христианства. … Не только в одной Константинопольской церкви, но по всем церквам митрополичьим будем молить Бога о имени твоем, да будешь и ты между Царями, как равноапостольный и приснославный Константин».
Грамота была подписана Константинопольским Патриархом Иоасафом II и Собором Патриархов всех поместных Церквей (36-ю иерархами Восточной Православной Церкви). С того времени Русский Царь – единственный из всех православных властителей – стал поминаться Патриархами как покровитель Вселенского Православия.
Таким образом, Православный мир окончательно признал, что родилось Московское царство, преемствующее погибшей Византии. Сам Иоанн IV полностью разделял взгляд на преемствен¬ность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зоветца царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и Царь Греческий и Патриарх венчали его на царство, и он писался Царем».
Иоанн Васильевич трудился во славу Отечества, стремясь создать Великорусскую Православную Державу. Народ это сознавал, и не просто «терпел» Иоанна, но восхищался им и любил его. Слуга Богу, отец народу, милосердный к личным врагам и Грозный к врагам Отечества. «Не мочно царю без грозы быти, – писал современный автор. – Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Русские люди видели в Царе выразителя народного единства и символ национальной независимости.
При Иоанне Грозном была собрана воедино Великая Россия, разбита в Церкви ересь жидовствующих, созданы предпосылки выхода к Балтийскому и Черному морям. Была создана регулярная профессиональная армия, которая вела успешную войну фактически со всей католической Европой и мусульманским Востоком. Москва стала несомненным удерживающим центром мира, Третьим Римом, Русская Церковь – хранительницей древнего благочестия. Несмотря на формальное подчинение Константинопольскому Патриарху, Московская кафедра, как первенствующая в Русской Церкви, становится духовным центром Вселенского Православия. Это установление было подтверждено и оформлено особыми актами канонизации русских святых, чей подвиг лежал в основании Русской Церкви и Московского Православного Царства.
В один год с венчанием на Царство Иоанна IV, следуя учению о симфонии Церкви и государства, Царь и Митрополит Макарий созвали Церковный Собор, первый в ряду так называемых Макарьевских Соборов. Следующий подобный Собор имел место в 1549 году. Оба Собора были посвящены прославлению новых русских святых, среди которых были канонизированы благоверные князья Александр Невский и Михаил Тверской, Всеволод Псковский, митрополит Московский Иона, святители Новгородские Никита и Нифонт, святитель Стефан Пермский и целый ряд других великих подвижников.
Соборы 1547 и 1549 годов имели неизмеримое значение для жизни Русской Церкви, народа и государства. Помимо духовной составляющей каждой канонизации, они способствовали созиданию церковной жизни, росту благочестия, духовному подъему русских людей.
В 1551 году в Москве состоялся знаменитый церковный Собор, получивший название «Стоглавый», который оградил древне-византийские православные традиции, сохранившиеся на Руси, от проникающих с запада новых религиозных веяний.
Эти и последующие в 1553 и 1562 годах соборы положили основу церковного и державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима.
В 1584 году мирно почил о Господе Иоанн IV, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни от руки митрополита Дионисия он принял монашеский постриг с именем Иона.
Спустя пять лет после кончины первого Госудяря, в 1589 году Константинопольским Патриархом было канонически установлено Русское Патриаршество, как следствие проведенных Иоанном Васильевичем церковных преобразований. В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского (Вселенского) патриарха Иеремии II, его собственными словами специально упоминается «великое Российское царствие, Третей Рим».
Таким образом, итогом почти 40-летнего пребывания на престоле Иоанна IV явилось оформление централизованного Российского государства – Царства, равного великим империям прошлого. Территория государства увеличилась до 5,4 млн. кв. км – это чуть больше, чем вся остальная Европа. Именно с того времени Русь начинает именоваться Россией, и страна становытся многонациональной державой.
В начале ХVII века был положен конец политическому значению Ногайской Орды. Тогда же Россия расширяет свои западные границы, включая в себя Малороссию, Белоруссию, Прибалтику, Карелию. Произошло это в правлении царя Петра I, преобразовавшего Московское государство в Российскую Империю – со¬общество ряда государств.
В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов русские войска заняли Крым. В конце февраля 1783 года последний крымский хан из рода Гиреев – Шахин-Гирей – подписал отречение от престола и покинул Бахчисарай. 8 апреля 1783 года Российская Императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились русскими областями. Значительная часть мусульманского населения эмигрировала в Турцию.
В мае 1791 года в Крым торжественно въехала Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа II, английского и французского послов, представителей других держав. Приезд Императрицы в Бахчисарай стал кульминацией путешествия, предпринятого с целью показать иностранным державам новоприобретенную Тавриду, военную мощь Российской Империи, ее победоносный флот на Черном море. Присоединение Крыма завершило вековую борьбу России за выход к Черному морю, окончательно закрепило южные границы Русского государства.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи