Как уже говорилось, историческое взаимодействие Руси и Орды оставило о себе память и в виде многочисленных российских княжеских родов тюркского происхождения, влияние которых на историю России трудно переоценить. Истоки формирования служилой тюркской элиты относятся не только ко времени Ордынского подчинения. В процессе распада Золотоордынской империи одной из форм взаимного тяготения Руси и Орды явились отъезды тюркских аристократов в Московские владения. Московские государи предоставляли бывшим своим властелинам города в кормление и требовали исполнения воинской службы. При тюркских вельможах оставлялись их дружины, в их уделах дозволялось селиться неродовитым мигрантам из степи. В разное время ордынцам отводились Кашира и Серпухов, Звенигород и Юрьев-Польский. Выходцам из Ногайской Орды был выделен Романов, а сын хана Улу-Мухаммеда Касим в 1446 году перешёл на службу к Московскому Великому князю Василию II Васильевичу Темному. Касим-хан в 1449-1450 годах активно поддерживал Василия II против князя Димитрия Шемяки, а в 1449 году разбил на реке Пахре войско Золотоордынского хана Сеид-Ахмеда. В 1467 году Касим-хан предпринял неудачный поход на Казань. За службу русскому престолу Касим получил в удел от Василия II Городец-Мещерский, который стал называться Касимов. Город с прилегающими землями (северо-восточная часть современной Рязанской области) превратились в Касимовское царство, в котором стали селиться джучиды – выходцы из ханств: Казахского, Сибирского на Тоболе и Крымского. Все они переходили на службу к Московским князьям. Находясь на службе у Великого Московского князя, Касим-хан продолжал исповедовать ислам. По этому поводу посол Иоанна Грозного писал в 1570 году падишаху Османов: «Мой Государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Сеин – Булат господствует в Кесимове, Кайбулла в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья ногайские в Романове. Все они торжественно славят Магомета в своих мечетях». «Цари» и «царевичи» Касимовского царства назначались по усмотрению московского правительства из числа татарской знати, принявшей русское подданство. Все татарские правители Касимова были Чингисидами, то есть прямыми потомками Чингисхана и его старшего сына Джучи. Некоторые из них играли видную роль в политической жизни Русского государства, особенно в период борьбы с Казанским ханством. Касимовские цари и царевичи приносили московскому государю «шерть» – присягу на верность. Окружение Касимовского царя составляли беки и мурзы. Касимовский владетель имел войско из служилых татар, которым он жаловал поместья на территории ханства. По первому зову великого князя Московского Касимовский хан должен был собирать свое войско и выступать в походы против врагов Московии.
Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Знатность тюркских мигрантов позволяла им претендовать на высочайшие места в структуре Русского государства, считаться «честию бояр выше». В росписях воевод по полкам «служилые цари» и «царевичи» всегда упоминались после русского Государя и его сыновей и наряду с высшими представителями московской знати.
Полки служилых ордынцев сыграли решающую роль в победе Московского государя Иоанна III над Новгородом, последним соперником Москвы. Когда же к Москве приближались татарские послы, Иоанн III выходил за город и выслушивал их стоя, тогда как они сидели.
Выходцы из среды ордынской аристократии становились даже «государями всея Руси». К ним можно отнести потомка ордынца Чет-Мурзы – русского царя Бориса Годунова (1552 – 1605 гг.) – «татарин, нехристь, зять Малюты», – как писал о нем Пушкин. А первый русский царь Иоанн IV Грозный был Чингисидом по матери, Елене Глинской. Данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за Казанский престол.
Немало было крещеных ордынцев в ближайшем окружении Иоанна Грозного, ревностно служивших Русскому трону. Предполагается, что к их числу относились видные политические деятели той эпохи, отец и сын – Алексей и Федор Басмановы, глава опричнины и «правая рука» царя Малюта Скуратов.
При дворе Иоанна IV до конца своих дней жил последний Казанский хан Едигер (Ядыгар), при крещении Симеон, где имел свой двор и был похоронен в 1565 году в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Известны исторические факты, связанные с деятельностью потомков биев Ногайской орды – князей Урусовых и Юсуповых. Так, с семилетнего возраста при дворе Иоанна Грозного находился Ногайский князь Утямыш-Гирей. Об этом Царь писал его деду Юсупу, Ногайскому князю, что внука его он держит у себя за сына. Утямыш-Гирей умер двадцати лет и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с христианским именем Александр. Князь Петр Урусов, сын мурзы Исмаила, возглавил заговор против самозванца Лжедмитрия II, а князь Феликс Юсупов печально известен, как участник убийства Григория Распутина. Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сыбырском) происхождении завоевателя Сибири Ермака. В ее пользу приводятся доводы о том, что имя Ермак – тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Эта версия подтверждается сохранившемся у тюрков России и Казахстана преданием о том, что Ермак принял крещение, от чего стал изгоем (казаком). Именно поэтому ему удалось победоносно провести русские войска по территориям тюркских ханств.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи