Расширение сферы Российского государства сопровождалось мощным миграционным потоком русского православного населения на новые земли – совершались экспедиции русских войск и казаков в пределы бывшей Золотой Орды. Тогда же были основаны первые казачьи станицы на территориях Малого и Среднего жузов. Продолжая постепенное освоение Казахстанских земель, русские в 1854 году в пределах Старшего жуза, у подножия Заилийского Алатау, на реке Алматинке возвели укрепление Верное. Оно явилось форпостом России в Азиатской стране и в 1867 году получило статус города областного значения.
Но не только административно Казахское ханство вошло в состав Российской Империи, Русь Святая шагнула в Половецкую степь, утверждая в Ордынских пределах вселенскую Истину.
По мере освоения Дешт-и-Кипчака, где наряду с военными укреплениями вырастали поселения русских крестьян, постепенно шло распространение христианской веры. В приграничных крепостях и новообразованных селениях учреждались православные приходы и возводились храмы.
В 1871 году в бывших Золотоордынских пределах снова появилась епархия Русской Православной Церкви, получившая наименование «Туркестанской и Ташкентской», в состав которой были включены осколки Джучиева улуса, в том числе Мавераннахр Тамерлана, и большая часть Ак-Орды Тохтамыша. Кафедральным городом был избран Верный, а кафедру возглавил ученейший иерарх Русской Церкви – владыка Софония (Сокольский), получивший титул архиепископа Туркестанского и Ташкентского. При вступлении в управление новой азиатской епархией в 1872 году, владыка Софония в день Пятидесятницы, отслужив первую Литургию в Ташкентском Военном соборе, обратился к народу с приветственным словом, в котором говорил о том, что «…появление и утверждение в какой бы ни было стране Христовой Церкви радовало и радует дух христианский. Но что же сказать о появления Церкви Божией в стране, владычествовавшей некогда юною, святою Русью со всеми ее православными храмами, а ныне владеемой своими прежними данниками? В стране людей, не только нам не чуждых по историческим воспоминаниям, но и вступивших уже в состав многомиллионной семьи неизмеримого царства Русского? Не поразительна ли такая катастрофа, которая до времен нашего героя Донского ни для кого не могла быть и мыслима, и которую видело одно лишь всевидящее око Царя всех ханов и князей, и царей земных? …И какое русское, православное сердце не откликнулось бы искренним сорадованием, при одной мысли, что не только Русь Святая, но и святая Русская Церковь расширила свои пределы, не для «искания своих си» (Фил. 2,21), но во имя Евангельской истины и международной правды? Расширяют, шествуют, та и другая, от силы в силу и от славы в славу».
Таким образом, ход истории, направляемый Божественным Промыслом, привел к тому, что образованная усилиями святого князя Александра Невского Сарайская епархия, утратив свое значение с падением Золотой Орды, явилась канонической предшественницей епархии Ташкентской и Туркестанской. Последняя, в свою очередь, положила основание ныне действующим на территории современного Казахстана и Средней Азии четырем епархиям Русской Православной Церкви: Астанайской и Алматинской, Чимкентской и Акмолинской, Уральской и Гурьевской, Ташкентской и Среднеазиатской.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи