Но на этом история не окончена. Россия, найдя свой идеал, употребила великие усилия, чтобы зажечь пламень христианской веры в самых пустынных уголках бывшей Золотой Орды, куда вихри социальных катастроф забрасывал русских людей.
Начало прошлого столетия было ознаменовано расцерковлением русского народа, оскудением веры. Но русское общество, уверенное в несокрушимости мощнейшего государства, беспечно взирало на потерю живого богообщения. Именно эта причина обусловила крушение Российской Империи и утрату богоугодного руководства. Напрасно взывали к народу русскому святые подвижники: «Западом и наказывал, и накажет нас Господь, – писал святитель Феофан, затворник Вышенский, – а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня...». Духом Божиим держалась Россия, и оскудение этого духа привело ее к неисчислимым бедам.
Но вместе с тем ХХ век открыл новую страницу в духовной жизни Половецкой степи и положил начало новому сакральному процессу формирования Святой Руси. В период богоборческих гонений в пределы Дешт-и-Кипчака был выслан цвет Русской Церкви, духовный потенциал России, ее генофонд. Самое преданное Церкви духовенство, самые верные Христу монахи и монахини, боголюбивые миряне – находясь здесь в изгнании и заточении, пронесли благодатный огнь живой, ревностной веры через все испытания и муки. Благодаря страданиям новомучеников и исповедников, Казахстанская земля стяжала в своих недрах колоссальный духовный потенциал – кровь мученическую, вопиющую к небу и их честные мощи, сокрытые в недрах степи и горных пропастях. А в небесных селениях сонм Казахстанских святых предстал у престола Господня, простирая молитвенный покров над пределом своих земных страданий. Их подвиг стояния в Истине приложился к подвигу русских князей, претерпевших в Орде мучения за исповедание имени Христова.
И когда в конце ХХ столетия распалось тело атеистического государства, называвшегося Советским Союзом, (а причина падения его так же заключается в дехристианизации и отсутствия веры), сохранила свое единство Святая Русь. Это стало возможным благодаря тому, что Русская Церковь скинула с себя орду большевистскую, позорно предавшую созидательную христианскую идею, и освободилась от ее гнета. Тогда снова из неиссякаемых духовных источников затеплилась вера в душе народной. Когда же в результате безответственных политических игрищ миллионы русских людей, не покидая своих исконных земель, в однодчасье оказались за рубежами Отечества, Русская Церковь духовно связала и связывает их с Россией. И где бы русские люди ни жили, в каком бы положении ни находились, они, прежде всего, призваны сохранять Святую Русь и русский взгляд на мир, который веками основывался на осмыслении жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, любви, жертвенности и сострадания. Они призваны быть наследниками Третьего Рима, а это значит – хранить во всей чистоте Православие и сберегать великую православную традицию духовно-нравственной жизни.
В отличие от «цивилизованной» Европы, Русская Православная Церковь мирно сосуществует на постордынском пространстве с исламским миром. Здесь никогда не возникали внутренние религиозные войны, но всегда сохранялись ровные отношения. В полной мере Церковь осуществляет свое святое служение в пределах бывшего Джучиева улуса, свидетельствуя здесь о вечной Правде.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи